April 24, 2011

Go back


По законам Черногории, гражданин РФ может находиться в стране не больше месяца. Потом нужно выехать. Летом все границы открыты и это сделать проще простого. Можно уехать в Албанию, Хорватию или Сербию. Достаточно просто пересечь границу и уже через 5 минут можно въехать обратно. Зимой вариант только один, Сербия тк все остальные страны требуют визу. И вот, я собрал вещи, книжку, nikon, ipod, зачем то взял молескин и карандаш. Сел в машину и поехал в г.Бар на вокзал покупать билет.

План такой, вечерним поездом в 21:00 выехать из Черногории, утром приехать в Белград, погулять там целый день и на том же вечернем поезде уехать обратно. Машину оставлю в городе. В кассе мне сказали, что есть три варианта билетов. Купе за 41€, плацкарт за 26 и сидячие за 22. Я выбрал за 26. До отправления поезда оставалось еще 40 минут. Отвез машину на парковку, сходил в магазин (купил шоколад,чипсы и коку) и взял такси до вокзала. Забавно, но я не знал, как по сербски сказать вокзал и конечно же шофер меня не понял. Я просто показывал ему дорогу и в пути мы разговорились. Видимо он очень хотел внести свой вклад в мой сербский запас слов. Он объяснил мне, что по-сербски десно - это право, лево - это лево, а право - это прямо )) так и доехали.

Уже стемнело, маленькое здание вокзала окутал туман и желтый свет фонарей пробивался еле еле подсвечивая декорации вокзала. Я люблю железнодорожные вокзалы. Отполированные до блеска стальные рельсы, блики фонарей, проводники в форме и фуражках... Семафоры красные и зеленые в темноте выглядят ярко и сочно. Так и хочется протянуть руку и взять один из них с собой. Но самое главное на жд это ее запах!!! Как же я люблю его! Скорее всего, так пахнет хрень которой обрабатывают шпалы чтобы они не гнили, это что то типа масла, но более густое. Эта моя любовь к жд родилась в моем детстве, когда моя бабушка всегда брала меня с собой в путешествие на Украину. А еще, я очень хотел, когда стану большим и взрослым стать машинистом электровоза))


Итак, перейдя пути и оказавшись на второй платформе я увидел свой поезд. Старенькие и уставшие немецкие вагоны, списанные ТАМ и прекрасно доживающие свой век ТУТ. Все в граффити и не очень чистые,они отдавали чуть чуть желтого света через свои мутные стекла. Большинство пассажиров уже были внутри, до отправления оставалось 20 мин. Возле каждого вагона стоял проводник в форме. Проверив билет он подсказал мне, где место и я зашел в вагон. Мое купе с прозрачными дверями и тремя полками с каждой стороны. Мне повезло и мое место было внизу. Постелил постель и открыл окно чтобы проветрить. Из Бара я выехал один. На первой же станции, через 40 минут, ко мне подсела бабушка, а на следующей к нам добавилось еще 4 человека. Так и ехали вшестером. Я сразу лег тк сидеть было физически невозможно из за того, что между полками было очень мало места. Включив айпод и почитав старика Эрнеста я заснул. Примерно, в час ночи нас разбудили пограничники ЧГ, проверка документов. Еще через час сербские пограничники. Потом я заснул. Стук колес, разговоры в коридоре, вечный запах сигарет и холодный воздух из открытого окна, так я запомнил эту ночь.

Нельзя сказать, что утро было ранним. Проснувшись около 8 утра, умылся, оделся и стал смотреть в окно. А там, затянутое серыми тучами небо, холодный воздух, дым поднимающийся струйкой вверх и мелко моросящий дождик. Примерно через час мы были в Белграде. Что то внутри меня сказало: - я совсем не хочу гулять по городу, сидеть в барах, кафе и тд. Я хочу пойти в кассу и узнать, когда ближайший поезд обратно. Обратно к морю. Так и сделал. К моему счастью, обратный поезд был через 40 минут )) Я был очень рад! Так рад, что меня не смутило время в пути, 10 часов и сидячие места. Купил билет, выпил кофе и пошел обратно к платформе номер 4. Бросил сумку на свое место, вышел на перон, походил минут 10 вперед-назад и наконец мы двинули обратно.
Все те же раздвижные стеклянные двери, но внутри уже шесть кресел, по три с каждой стороны. Все места были заняты. Полная коробочка. Забавно наблюдать развитие отношений людей в столь ограниченном пространстве. Хочешь или нет, но тебе предстоит провести ближайшие 8-10 часов в одном из этих кресел. Почти все сразу начали читать, газету, журнал, сканворды и тд. один я был с книжкой. Кто то смотрел в окно, а кто просил поменяться газетами. Иногда один из соседей выходил покурить в коридор и тогда все остальные поджимали ноги и всячески ерзали в своих креслах. Через пару часов пути, когда все было прочитано, одна девушка завязала разговор с другой напротив. Подключилась и ее соседка. Завязалось обсуждение каких то историй, газетных заголовков и прочих, прочих... Я одел наушники и включил айпод на шафл, тем самым отключившись. Периодически кто то из соседей доставал пачку печений или Orbit и по очереди всех угощал. Я всегда вежливо отказывался. Не из скромности, просто не хотелось. В моей сумке лежали классические чипсы со вкусом картошки и Cola Zero. А поезд все ехал и ехал. Медленно и почти без остановок. Очень я недооценил время в пути и сидячие места. Хорошо, что в коридоре можно было открыть окно и подышать свежим воздухом или высунуть голову на скорости и почувствовать, как ветер бьет в лицо и глаза твои начинают слезиться. И если долго не закрывать глаза, то можно почувствовать, как по щеке твоей катится слеза...
Беседа в купе уже шла полным ходом. Что то бурно обсуждалось, печенья предлагались с большей частотой и кто то уже успел почистить вареное яйцо... Я читал книгу, слушал плеер и иногда переводил взгляд на кого-нибудь из соседей напротив. Если сказать коротко, то через какое то время и меня втянули в эти "вагонные" разговоры. Как это обычно бывает ты откуда и куда, как, что и тд. Аааа, Русский!!!!!! Отлично. Это резко оживило нашу купешную тусовку и начались расспросы, комментарии, воспоминания и тд. А поезд все ехал и ехал. Медленно и почти без остановок. Пережив свое разоблачение я пошел в бар и выпил кофе. Прошелся по вагонам и вернулся обратно. Ничего не менялось. Мы медленно приближались к цели, каждый к своей станции. Надо сказать, что этот прекрасный поезд в итоге опоздал на 3 часа. Очень странно. Все наши остановки были не более 2-3 минут и все таки он опоздал. Моя станция была последней и в купе я остался один. Было что то в этом прекрасное. Утром начался наш путь и было нас шестеро, а сейчас поздний вечер и я один. Я приехал.